Русские шубы: мягкое золото в истории старинной моды

Представление западного обывателя о России несколько веков назад было достаточно интересным и даже — смешным: непролазная грязь на тесных темных улицах, непроходимые леса, полудикие люди, на которых пока никак не повлиял налет цивилизации, и над ними — царь в роскошной горностаевой шубе, неотъемлемой частью статуса своего венценосного обладателя. О последней стоит сказать особо — именно она длительное время была неким символом достатка и власти. Тяжелая и громоздкая, с непривычным запахом, сшитая грубыми нитками из крупных кусков шкур, шуба была обязательной частью гардероба русской знати, учитывающей особенности отечественного климата. История трансформации и усовершенствования этого предмета гардероба очень интересна и достойна самого пристального изучения.

Заселяя территорию России, наши далекие предки стали искать способы защитить себя от пронзительного ветра и морозов русской зимы. Вначале роль защиты играли шкуры диких животных, наброшенные на плечи, позже, для удобства ношения, их стали сшивать в некое подобие длинных халатов — возможно, именно поэтому языковеды связывают появление в лексиконе слова " шуба " как аналога арабского понятия «джуба», означающего верхний вид шерстяной одежды. Постепенно развивающиеся связи с народами Азии также сделали свой вклад в появление первых образцов шуб — многие путешественники видели в Китае изделия из меха обезьян или коз, тогда как для знати шилась одежда из каракуля.

Со временем, когда предметы гардероба начали приобретать некоторую схожесть с нынешними образцами верхней одежды, появились первые виды сшитых меховых изделий — прообразы современных дубленок, мех в которых располагался в направлении к телу, защищая от ветров и холода. Этот вид одежды был идеален для дальних военных походов, согревая своего обладателя на привале и не позволяя замерзнуть во время сна. Технология обработки шкур позволяла добиться сравнительно неплохого качества изделий, и они служили своему владельцу продолжительное время, не осыпаясь и не теряя внешнего вида. Что касается типов используемого меха, то горожане победнее использовали овчину и козий мех, реже — тяжелые медвежьи шкуры, тогда как знатные люди — лисий и бобровый мех, реже — горностай, который, со временем, стал частью царского одеяния. Несмотря на природную красоту и богатство меха, шубы украшали золотыми шнурами и вышивкой, драгоценными камнями и парчовыми отрезами, на них нашивались оторочки из разных видов меха. Слуги получали такие шубы в награду от господ за выдающиеся заслуги перед последними — например, спасение жизни ребенка семьи, в которой они служили, или за выполнение сложных и строго конфиденциальных поручений, как плату за молчание. Длительное время шубы служили одним из видов «валюты», при уплате дани, во время татаро-монгольского ига. Цена изделий из дорогих пород меха, в те времена, была слишком высокой, что было связано со сложностями в его обработке.

Те, кто мог позволить себе иметь в гардеробе несколько шуб, строго отличали повседневные изделия от парадно-выходных. Первые были попроще и поудобнее, вторые — богаче, роскошнее, тяжелее и дороже. Носить такие шубы было непросто, однако наши предки согласны были терпеть существенные неудобства, из-за стремления продемонстрировать окружающим свой социальный статус и высокий уровень обеспеченности. Более того, во времена Государственной боярской думы, ее представители, чтобы показать окружению собственное благосостояние, одевали сразу по несколько шуб и шапок. Понятно, что вид человека, приобретшего неизмеримый объем, из-за толстого слоя меха, внушал не уважение, а смех, тогда как сидеть в отапливаемом помещении в трех шубах можно смело назвать настоящей пыткой, выдержать которую могли не многие. Тем не менее, имидж был дороже здоровья, и боярам приходилось терпеть неудобства, лишь бы «пустить пыль в глаза» своим коллегам по законодательному органу.

В царском гардеробе шубы занимали особое место. Не испытывая нужды в деньгах, царственные особы не скупились на приобретение дорогостоящих меховых изделий из песца, горностая или лисицы. Для парадного выезда шились более легкие по весу вещи, позволяющие комфортно расположиться в карете. Для свадебных церемоний шились светлые шубы, для приемов — изделия, богато украшенные камнями и разными видами мехов, для коронации шилась специальная шуба — легкая по весу и не имеющая рукавов, которая просто набрасывалась на плечи, во время торжественной церемонии. Чести получить от царя шубу в подарок удостаивались видные деятели, немало послужившие русскому государству — участники военных сражений, дипломаты, реже — простые люди, совершившие подвиг во славу Отечества.

Учитывая особенности российского климата, в семьях среднего достатка шубы или полушубки приобретались для всех членов семьи, несмотря на расходы, с которыми были связаны столь ценные покупки. Для бедняков же шуба была одна на всю семью, и из дома приходилось выходить по очереди. Став неотъемлемой частью гардероба, эти предметы одежды стали рассматриваться как символы богатства и благосостояния. Шубы использовали в обрядах и семейных торжествах — ими накрывали молодоженов, укутывали детей, накрывали лавки, предназначенные для сидения для дорогих гостей. Стремление украсить все, что так или иначе связано с бытом, привело к появлению на шубах вышитых узоров, также символизирующих собой защиту от злых сил, желание жить богато и счастливо.

В двадцатом веке, несмотря на политические катаклизмы в нашей стране, шубы не утратили своей актуальности. Западная мода по-прежнему проникала на территорию нового советского государства, влияя на умы женщин, любящих одеваться дорого и модно. Накидки, шубы и манто, как и много лет назад, по-прежнему были доступны лишь верхушке общества, с одной стороны, провозглашающей отказ от буржуазных материальных ценностей, а, с другой, не упускавшей случая побаловать себя изделием, стоимость которого была эквивалентна заработной плате простого рабочего за несколько месяцев. Те, кто был поскромнее в средствах и не имел возможности купить шубу, приобретал меховой шарф или шапку, тогда как элита советского общества привозила из зарубежных командировок песцовые и соболиные шубы от кутюр, вызывающие завистливые взгляды прислуги и злопыхателей на улицах. Немало подогревала интерес к изделиям и европейская мода, на которую продолжали ориентироваться в нашей стране, одновременно поливая грязью западный образ жизни и его склонность к вещизму.

Сохранившиеся в этнографических музеях шубы, которые носили несколько столетий и десятилетий назад, позволяют оценить красоту изделий и продолжительность срока их эксплуатации. Даже их поверхностный осмотр дает представление о том, насколько непросто было изготовить столь сложное изделие вручную, при отсутствии специальной техники, и почему оно было столь дорогим, доступным лишь избранным членам общества. Тем не менее, традиция носить шубы смогла сохраниться до наших дней, несмотря на свою элитарность, и сегодня примерять на себя роскошный мех может практически любая модница.